суббота, 9 августа 2014 г.

По Белому морю на байдарке!

Здравствуйте коллеги-радиолюбители, друзья и просто случайные гости моего блога.
Мини-QRP-байдарочная экспедиция (CANOE QRP EXPEDITION) по островам Белого моря завершилась, я сейчас нахожусь в Санкт-Петербурге, где и пишу этот отчёт! За 12 дней похода (восемь ходовых дней, четыре днёвки) мною пройдено около 100 км по морю.
Вот интерактивная карта похода (по ссылке откроется большая интерактивная карта с обозначениями).

Ну, начнём по порядку;)


Задумка посетить острова Белого моря с помощью весельной мускульной силы у нас родилась давно (нас - это трое отчаянных ребят, одна из которых девушка). Примерно за год мы уже вели совместные беседы время от времени напоминая друг другу о предстоящем событии. Планировалось с учетом погодных факторов группой из 3-х человек на 2-х байдарках Викинг выйти из порта Кемь и, продвигаясь на восток, достигнуть острова Большой Соловецкий, и далее вернуться обратно. Но в силу жизненных обстоятельств в последний момент из трех участников похода совершить задуманное смог только я. Это было и очень печально, и страшно отправляться в путь в одиночку. Но желание вырваться из пятимиллионного города, чудом появившийся нежнанно-негадано отпуск на работе заставлял упрямству взять вверх и отправиться в путь. Команда проводила меня на вокзал и через некоторое время я уже стоял у причала в порту города Кемь и оглядывал морские просторы Белого моря!
Русский Север - как ты прекрасен! (мой любимый ресурс о природе, красоте и уникальности Русского Севера, прям гордость берет, когда перечитываю некоторые там страницы!!!). Начав движение на восток я день ото дня приближался к намеченой цели - острову Большой Соловецкий. На пути "туда" я посетил острова: остров Северный Коловар, остров Олешин, острова Топы.Обратно - остров Немецкий Кузов, остров Корожный, остров Южный Коловар и Як остров.
Остановимся отдельно о каждом.


Остров Северный Коловар. (RRA: RR-02-15, IOTA: EU-147, RDA: KL-11)
Лагерь разбил в бухте напротив острова Ольховый,
пресная вода в скалах в достаточном количестве, в глубине острова нашел пресное болотце. Стоянка была с настилом из досок, так что спать было очень комфортно! Пролив между Северным и Южным Коловарами мелеет в отлив, что я и застал, когда хотел пройти далее на восток этим путем, пришлось огибать остров Южный Коловар с юга. В проливе на берегу Северного Коловара расположенна изба, построенна ещё в 1990 году, о чем свидетельствует вахтенный журнал посещений, записей немного, возможно путешествующие не имеют ручек и карандашей с собой, оставил запись:). С острова я впервые вышел в эфир уже вечером, поработать больше помешал грозовой фронт: с вечера и всю ночь шел сильный дождь, так что свернувшись с аппаратурой спрятался в палатку.

 Пролив между Коловарами, вид на остров Южный Коловар.


Изба для путников.



 На следующий день вид с байдарки на острова.


Остров Олешин (RRA: RR-02-09, IOTA: EU-147, RDA: KL-11)  Достаточно крупный скалистый остров - последний крупный остров на пути на Соловки - впереди только Топы. Стоянки с пологим берегом есть на южной оконечности острова и с восточной стороны. Но я то этого не знал, подойдя к острову с запада и обходя его с юга я встал лагерем на скалах, выбрав под палатку довольно горизонтальную каменную плиту. Пресная в вода в скалах в изобилии. Остров имеет три возвышенности, на южной находятся лабиринт и древние саамские могильники. Острова Русский и Немецкий Кузова и ещё рядом лежащие входят в состав государственного природного заказника "Кузова". Вот с такой табличкой я и сфотографировался на острове Олешин.

 На вершине острова Олешин:

До заката солнца вещаем с вершины острова!
 Вид на Соловки, виден так же остров Большой Топ с маяком.



                                                                                                                                                                               

Погода на утро резко подпортилась: один за одним следуют грозовые тучи, ливень, гром и молния. В небольшой светлый промежуток сообщаю о себе на 14,300 на траффике РАС и успеваю собраться. В путь!












Острова Топы.  (RRA: RR-02-41, IOTA: EU-066, RDA: AR-26) 



Остров Большой Топ - это тема отдельной радиоэкспедиции по маякам, по программам RLHA <-> ARLHS <-> WLOTA (WLH) маяк на острове имеет номер RLE-040, ERU-281, LH-0802. Данные взяты вот отсюда На Топах пресной воды много, есть несколько крупных озер в скалах, так же был замечен один тюлень, но он так быстро ускакал, что я не успел его сфотографировать. Маяк в плачевном состоянии: вся проводка демонтирована, выбиты стекла, вокруг здания раскиданы элементы батарей питания. Внутри здания маяка есть деревянная лестница, ведущая на самый верх. На острове я только осмотрел маяк, памятные фото, передышка и снова вперёд - на Соловки!



Остров Большой Соловецкий. (RRA: RR-02-04, IOTA: EU-066, RDA: AR-26)
Стоянку нашел без проблем чуть севернее кремля, из леса выходила к берегу автомобильная лесная дорога, по которой в течении 30 минут я пешком достиг Кремля. По пути были пресные озера, так что с водой проблем не было.
На Соловках я всяким удобным образом искал друзей радио: Морская гидрометерологическая станция МГ-2 Соловки, имеющая на своей территории помимо всяких разных метерологических приборов еще и радио мачты и антенны так не открылась мне изнутри: смотритель метеоролог не могла показать мне радиоаппаратуры, так как начальник станции в отъезди и это можно бы было с его разрешения. Ну ладно) Для всеобщего обозрения с улицы виден информационный щит о метеостанции, а так же данные о погоде на текущий день...
Далее заготовители водорослей так же имели во дворе подвешенный диполь и фидер, уходящий в окно. Жаль, но я так и не застал хозяина жилища ни утром, ни вечером, видно на заготовке ламинарии. Конечно, что такое два дня, проведенных на Соловках? Вообще капля в море! Стоит задуматься о заброски на Соловки и пешком обойти все интересные достопримечательности, если учесть тот факт, что основная концентрация людей: местных жителей и туристов - в поселке, то отдаляясь севернее, южнее или восточнее по различным дорогам, можно попасть в совершенно безлюдные районы Соловков с девственной лесами архипелага, торфяными озерами и совершенно изумительными красотами природы Русского Севера!
Кремль на Соловках - это отдельная тема. За отсутствием достаточного запаса времени ограничился беглым внешним осмотром. По свидетельствам бывалых "соловковедов", в Кремле без экскурсии не увидеть и половины того, что могли бы, так как большинство переходов и внутренних помещений закрыто на ключ. Вот как...

 Празднование дня ВМФ России, торжественное построение  - дань памяти морякам Северного флота России, защищавших Беломорье от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны!!
 На Соловках несколько причалов, вот один из них, круизный) Есть еще для паромов, что ходят из Архангельска и совсем небольшие...
 как например этот, для малых моторных судов.

 В обратную дорогу на запад, прощайте Соловки! Мы еще вернемся!!!!



 Суровый обед в суровую погоду на Топах.


Остров Немецкий Кузов (RRA: RR-02-09, IOTA: EU-147, RDA: KL-11)
После долгого и длительного перехода от Соловков я остановился на северо-восточной оконечности острова Немецкий Кузов прямо напротив острова Чернецкий, где провел 2 дня, отдыхая от непогоды под палящими лучами летнего северного солнца. С пресной водой проблем не было и здесь: в расположенных в непосредственной близости скалах довольно глубокие каменистые углубления с пресной дождевой водой.  Рядом с моей стоянкой проходили хорошо изхоженные тропы, которые вели на вершину - скалу высотой 118 метров!!! Забравшись на нее в очень ветренную погоду на разведку я осмотрел сейды на вершине с большой опасностью быть сдутым))) сильным порывом ветра). Днём была построена походная банька из того что было, и устроен банный день!

 Море... Соленость его достигает 35г\литр, что превосходит соленость Черного моря!! Видна Луда-Салтыковка...

 Сейды на вершине Немецкого Кузова!!!


 Вид с вершины Немецкого Кузова, в дали  - остров Русский Кузов

 На острове Чернецкий стул????))

остров Луда-Салтыковка - нагромождение камней посреди моря, красиво...


Остров Корожный (RRA: RR-02-15, IOTA: EU-147, RDA: KL-11)
На Корожном мне понравилось больше всего: тихо, безлюдно, хорошая погода продолжала удивлять - целыми днями ни тучки, ясно, солнечно, жарко. Рядом располагалась гора, высотой около 32 метра, откуда я два дня работал в эфире, но не только оттуда, удочка ставилась и рядом с палаткой, для работы в траффиках по утрам. Пресная вода на острове представалена болотцами в низинах острова на больших зелёных лугах.
Именно с этого острова открываются обалденные виды на закатное солнце, именно с этого острова я впервые увидел белуху, всплывающую и погружающуюся в море недалеко от берега, заметную для меня своим характерным белым телом. А вдали между о.Корожный и о-вами Ромбак проходит форватер и видно как мелкие белые кораблики медленно проходят мимо. Топляка для костра в таком огромном количестве я не видывал еще нигде: весь берег просто усыпан бревнами, деревяхами, деревяшками всевозможных размеров).
 Моя стоянка на о.Корожный.



Остров Южный Коловар (RRA: RR-02-15, IOTA: EU-147, RDA: KL-11)
Посетив в начале похода Северный Коловар, хотелось конечно же осмотреть и Южный, что и сделал. По пути высадился на острове Тапаруха осмотреть створы - деревянные сооружения для определения кораблями фарватера: сами створы деревянные в очень хорошем состоянии, выкрашены в белый цвет с черной полосой, но к сожалению, разломаны вандалами сараи для хранения батарей, все это раскидано вокруг, осветительных элементов нет и в помине( А ведь створы должны подсвечиваться в темное время суток...


 Стоянку отыскал на юго-западной оконечности острова, там же небольшое озерцо в скалах пресной воды. Рядом огромная гора высотой около 70-ти метров, куда я выбирался с радиоаппаратурой) Нашёл потерянный рыбаками раскладной ножик - это так называемый круговорот ножиков в природе, мой где-то на склонах Северного Кавказа утерян, а вот сейчас найден другой.Наверно, именно на Коловаре я увидел самый красивый закат, нежели на Корожном, это было потрясающе!!!!




Радиолюбительский натюрморт)

И наконец.... Якостров остров (RRA: RR-02-35, IOTA: EU-147, RDA: KL-11)
Довольно большой остров с труднопроходимыми лесами в непосредственной близости от причала. Расположившись в лесу,был чуть не заеден комарами и прятался в палатке. Воду нашёл в прибрежных уступах скал, немного. Береговая линия очень сильно мелеет в отлив...
Последний выход в эфир и пора собираться в последний переход по воде до порта. Антистапель! Трансфер до Кеми, поезд до Петербурга, ну вот и конец авантюрному приключению лета;)
Кратко о технике: работал на FT817, антенна IndV конструкции UA6HJQ, преимущественно на 14 и 18 мгц., АКБ LiON 8а\ч и свинцовый 26 а\ч. Подзаряжал солнечной батареей около 10w мощности.
Из DX дозвался до CU8FN, W1AW/4, JA4FKX/QRP. Не удалось сработать с PS7HD, J28NC, 7X..., и на десятке 7Z1HL принял половину позывного и на этом все)
Хорошо отвечала Европа, Азия очень здорово, некоторые корреспонденты были в недоумении что я работал на 3-5 ватт, с направленными антеннами рапорта для меня 57-59). Вэфире слышал очень много друзей по радио, с некоторыми удалось и сработать!!!
Старался выбираться на возвышенности, горки от 30 до 70 метров на различных островках. Но не всегда, порой работал прямо там, где стояла палатка "дробь палатка":) Позывной RN4ACZ/1 решил не обременять дробями /p, /qrp, как было замеченно одним корреспондентом "...и так понятно, что не из квартиры работаешь" :) Уж точно, не из квартиры)) И следуя его  же выражению "...ты прислал мне карточку, ты настоящий радиолюбитель...", разошлю всем через бюро новые карточки, как только получу их из типографии, для подтверждения районов рда, iota и rrc референций, два последних пункта мной не были изучены до похода ввиду авральности в подготовке все остального снаряжения и вообщем. Так что постфактум небольшой сюрприз:)
И в заключении: выражаю огромную благодарность за отзывчивость и преданность хобби огромному числу радиолюбителей нашей Планеты):системе РАС и ведущим станциям, которые безупречно отрабатывали траффики и разбирали мои слабые сигналы, Александру Борисовичу RA1ANN/p - удалось прямое QSO на 20-ке в ближней зоне, Андрею RA1ALH за оперативную публикацию новостей на питерском форуме, так как за моим передвижением следили мои друзья и родители, радиолюбителям, которые по моей просьбе писали емейлы домой с информацией обо мне, так как скеды с Волжским долгое время были неосуществимы. К сожалению, в начале похода, прямо в первый день по неосторожности утоп сотовый телефон, так что я остался не только без сотовой связи, но и без gps навигации и системы APRS PSKmail, но это только укрепило веру в радиосвязь:)
Спасибо всем, на Соловки ещё вернемся, а еще в планах и Хибины и шхеры Ладоги и много чего ещё, но это уже в следующем году)
Всем 73! и до встречи в эфире!!!


август 2014
Canoe QRP expedition
RN4ACZ/1